Мифы и легенды Мальты: Масоны и их места встреч
- Dr. S. Bodishtianu LL.M.
- 8 сент. 2022 г.
- 4 мин. чтения
За почти двадцатилетнюю историю нашего проживания на Мальте, мы никогда не приезжали и не гуляли в этом небольшом и совершенно безлюдном парке Sa Maison, который еще называется парком в честь Ее Светлости леди Юлии Локквуд. Кто такая леди Юлия Локквуд? Это одна из первых женщин, которая получила официальный развод.
Леди Локквуд была дочерью графа Арранского (остров в Шотландии). Она вышла замуж за капитана Роберта Маннерса Локквуда в Риме в 1821 году. Муж обращался с ней жестоко, поэтому леди Локквуд подала иск в суд и выиграла дело, получив официальный развод. После развода леди переехала жить на Мальту со своими двумя детьми. На территории парка Sa Maison была вилла, которую она взяла в аренду. Но история парка началась задолго до приезда леди Локквуд.
Где же этот парк?
Сам парк, открытый для посещения, находится на съезде к морю на углу дороги, которая ведет от главного штаба полиции к сицилийскому рыбному ресторану Fumia (который расположен в домике бывшей лодочной станции). Едете по дороге, видите перед собой справа открытые железные ворота – это вход в парк, куда зайти можно любому желающему.
Когда-то давно, в последние годы правления Ордена на Мальте, по словам Дейвида Дандрия – лектора мальтийского университета, этот парк был секретным местом встреч масонов.
Тайные встречи и обряды на высоте стен форда проводились в этом месте вплоть до 1740 года, когда Папа Климент XII не издал Буллу, запрещающую масонство. Инквизитор Мальты Голтиери вынудил великого магистра Ордена Реймонда Депюи опубликовать буллу и запретить масонам на Мальте встречаться, несмотря на то, что большая часть рыцарей Ордена и самих мальтийцев уже были масонами. Но борьба против масонов на Мальте не принесла результата, так как, якобы (документальных свидетельств нет), великий магистр Ордена де Роан сам был масоном. В 1785 году к нему на Мальту прибыл приор Богемии граф (с простым именем) Леопольд Рейсграф фон Колловрат-Краковский…
Он оставался на Мальте довольно долгое время, а в 1789 году именно в этом тихом парке на краю крепости он собрал масонов Мальты и учредил Ложу таинства и гармонии Святого Иоанна. Запись об этом собрании, решение об учреждении Ложи и месте проведения встреч членов Ложи есть в списке Лож за номером 448 от 1792 года.
О масонах на Мальте я расскажу позднее, это длинная история, отдельная. Я еще не переварила всю противоречивую и многоголосую информацию, которая накопилась во мне.
Позднее, уже в начале 19 века, здесь был охотничий домик, который принадлежал шевалье Кейлу Мейсону. Скучающий дворянин стрелял по птицам и охотился на зайцев там во время микеланджеловских рассветов или долгими мальтийскими вечерами. Считается, что в честь этого Мейсона и назван парк.
Далее уже в 1842 году, как вы помните, Леди Локквуд появилась на Мальте и арендовала у правительства эту территорию. Она проживала 14 лет на вилле, которая стояла на самом краю стены, пока британская администрация острова не попросила ее освободить место для нужд военных гарнизонов.
Если посмотреть на акварель неизвестного художника, которая и сегодня выставлена в национальном морском музее Мальты, то можно заметить, что в 1854 году с левого края бастиона на залив смотрит белокаменная вилла – дом, в котором проживала леди Локквуд.
Есть краткие упоминания, что леди была возмущена просьбой военных, она даже полтора года судилась в военными начальниками, но после 1856 года ее просто из этого дома выселили, а виллу снесли, чтобы разместить там пушки. Виллу жалко, конечно.
Тем не менее, сами мальтийцы (а я уже не раз говорила, что этот народ обладает удивительным качеством, которому многим из нас нужно учиться) до сих пор помнят и чтят леди Локквуд как мецената и человека, который сделал много для улучшения качества жизни во Флориане. Леди сумела разбить уникальный многоярусный парк в пять этажей, в котором были водопад и два прудика, фонтаны, серпантинные дорожки вдоль которых цвели экзотические растения, была теплица и стояли увитые плющом и виноградом беседки.
Когда военные выселили леди, снесли ее дом, оставив только теплицу, то, конечно, парк пришел в запустение. Устройство в стене, по которой когда-то струился и журчал водопад, сломалось, и больше никто его не привел в порядок. Размещенные по парку военные моряки, ожидающие распределения на корабли, оказались основоположниками граффити, выцарапывая на стенах бастиона гербы и символику своих полков.
Один гарнизон оставил в память о себе настоящую 3D модель своего герба – каменный замок Гибралтар (он расположен в нижнем ярусе парка).
Там же видна арка Барбара, которая по преданию была создана Джованни Барбарой, якобы, архитектором вольных каменщиков (масонов), а от этой арки, как говорят, идут три секретных туннеля.
Да и арка сама по себе почему-то считается шедевром.
Сегодня парк принадлежит правлению города, он открыт для всех. Несмотря на кривые камни дорожек, на ощущение запущенности и одичания, в этом месте есть очарование человеческого одиночества, говора и шепота живого леса, высоты орлиного полета. Если подняться на самый верхний ярус парка в сторожевую башню, в которой даже в самый жаркий день прохладно, словно работает кондиционер, то открывается панорамный вид на бухты Пьеты и Марсашмета, на сам парк и крутые мощные стены бастиона Валлетты. Это идеальный парк для мам с колясками, когда хочется, чтобы ребенок поспал на свежем воздухе в тени, без шума машин, крикливых туристов, а сама мама может спокойно отдыхать на лавочке и любоваться на залив, прихватив с собой книгу или на худой конец пяльцы с вышиванием.
Одна просьба: не нужно выцарапывать на бедных камнях башни свои исторически значимые инициалы, имена и тем более мат… Этим камням больше 400 лет, они уже видели столько варваров и дегенератов, которые карябали ножами и пилками «на обломках самовластья» свои имена, что удивить известняк можно только цивилизованным поведением.
Кстати, вы знаете, как определить возраст ракушечника? Это как со льдом на севере, все дело в пузырьках воздуха. Чем моложе камень, тем он ближе к молочным расцветкам, он пористый еще, влажный. С возрастом пузырьки под действием силы тяжести из камня выдавливаются, сверху сам камень обветривается и из молочного становится желто-оранжевым, коричневым, серым. Обратите внимание на цвет домов на Мальте, те дома, возраст которых больше 50-70 лет, уже стали оранжевыми, а совсем старые строения ушли по цвету в серые и коричневые тона, а вот молодые новоделы все еще радуют щенячьими молочными цветами.
И в заключение, ни в каких записях и реестрах не значится никакого шевалье Мейсона. Вполне вероятно, что название парка Sa Maison – переделанное от французского macon, что на мальтийском звучит как mazun или на русском масон, то есть название парка могло просто указывать на место встреч масонов.
Kommentare