Мифы и легенды Мальты: Крест, который видел самого графа Роджера (1091 год)
- Dr. S. Bodishtianu LL.M.
- 8 сент. 2022 г.
- 4 мин. чтения
Хотите потрогать тысячелетний камень? Он и сегодня наблюдает за Мдиной и суетой туристов... Ждет вас...

Продолжая тему легенд и мифов, памятуя, что история являет собой скорее соцветие преданий, нежели фактов, будем считать, что в 1091 году на Мальту ступил норманн (не нормандец – человек с севера, а норманн – уроженец севера-запада Франции), прямо скажем рыцарь и красавец, великий граф Сицилии Роджер I.
И есть на Мальте крест, который был установлен в XI веке нашей эры в честь графа Роджера, памятник, который сегодня можно увидеть, потрогать, сфотографировать.
О самом великом графе говорить и спорить можно много и долго. С одной стороны, до сих пор в мальтийских учебниках дети читают, что именно он освободил Мальту от арабов, дал Мальте национальный двухцветный флаг, создал первые органы власти и управления, был щедрым, справедливым и храбрым.

С другой стороны, опубликованы книги и несколько статей в мальтийской газете «The Times”, в которых резко и даже раздраженно утверждается, что никогда Роджер на Мальте не был лично, никакого флага он не оставлял, был завоевателем и разбойником.
Фигура французского веселого Роджера, действительно, противоречивая. Он был младшим из 12 сыновей норманнского барона Готвиля. Владения барона были небольшими, поэтому сыновья отправились в путь, чтобы добыть себе успех и достаток с мечом в руках.

Когда Роджер вырос и окреп, он отправился из родной Нормандии к своему старшему брату, который уже успел стать графом Апулии (самая восточная часть Италии). Какое-то время Роджер помогал брату завоевывать близлежащие земли, там же построил свой замок, а средства выискивал путем прямых грабежей и набегов на города и деревни.

Когда обнищавшая и разграбленная Апулия и Калабрия уже не могли кормить пусть небольшую, но требовательную армию рыцарей-наместников, Роджер двинулся в сторону владений другого своего брата - Вильгельма. Но и на новом месте ему и его рыцарям-вассалам было неуютно и не сытно. Голод, восстания уставших от гнета и неурожая жителей вынудили рыцарей Роджера заниматься не просто завоеванием, а настоящим разбоем. Так, чтобы прокормиться, несчастным дворянам случалось поджидать на темных дорогах купцов, вламываться в дома, красть из стойл лошадей и терпеть прочие унижения и невзгоды. Роджер снова вернулся к брату Роберту в Апулию.
В августе 1059 года фортуна заметила братьев Роберта и Роджера, даровав старшему, пусть фальшивый, но документ на получение титула герцога Апулии, Калабрии и Сицилии. В конце XI века Сицилия была оккупирована арабами и разделена на три государства. Решение Папы Римского Бенедикта X присовокупить к владениям новоиспеченного герцога Роберта Сицилию, заставило братьев начать отвоевывать «выданные» им земли.
Основную борьбу за владения вел Роджер, он потратил на это больше 30 лет жизни. Брат герцог часто был занят проблемами и мятежами, которые происходили в Калабрии и Апулии.

Тем не менее, упорство и напор, с которым воины Роджера мучили и осаждали, грабили и терроризировали эмиров на Сицилии, дало результат. В 1072 году Роджер и его брат Роберт торжественно въехали в Палермо, где Роберт был провозглашен герцогом Сицилии, а его младший брат Роджер стал великим графом этого острова.
Став полновластным графом Сицилии, Роджер двинулся дальше на юг, вслед за пиратами, которые приходили из Туниса или Мальты, грабили окрестности, чтобы под утро поднять паруса и скрыться.
В 1091 году граф отправляется в морское приключение в сторону Мальты. По официальной версии Мальта и Гозо радостно приветствовали освободителя, встречали его цветами и конфетами. Тем не менее, Роджер не стал изгонять арабов, а оставил в стране самоуправление, исламские законы, но зачем-то начал строительство главной церкви во Мдине.

Далее хочу перейти к легендам самих мальтийцев о деяниях великого графа Роджера. За основу я решила взять книгу «Легенды о норманнах на Мальте» Д. Кассаром Пулличино.

По преданию, граф со своими воинами высадился на берег в местечке Migja l-Ferna (в переводе с мальтийского «радостное прибытие») – в заливе Imtahleb, в пяти милях от Мдины. Хотя умные люди сегодня замечают, что указываемое место не может быть пригодным для высадки с кораблей, в залив не смогут зайти даже два судна, в этом месте всегда сильные порывы ветра, а скалы высокие и отлогие.


По другой легенде мальтийцы, ожидая спасения от арабского ига, ютились на собственном острове, прячась от мусульман в пустынном и удаленном районе. Эту каменистую пустошь они называли «Христианской долиной». Арабские завоеватели запрещали мальтийцам выходить за территорию отведенной для них области, поэтому, когда граф Роджер появился на Мальте, местные христиане буквально бежали встречать его с пальмовыми листьями и оливковыми ветвями в руках. Картина входа Иисуса в Иерусалим…

К стенам Мдины Роджер с рыцарями подошел уже в сопровождении ликующей толпы мальтийцев, а во Мдине ворота ему открыли рабы-христиане, которые радовались свободе. Арабы, хотя и получили разрешение жить на острове, но стали вести себя тихо и больше не навязывать свои законы и религию местному населению. А Роджер сразу же учредил местные советы, суды и подобие парламента.
Но сегодня многие местные историки не согласны, что юридическая и административная системы появились на Мальте с приходом норманна Роджера, они заявляют, что в стране общественные советы и суды существовали гораздо раньше.
Следующая легенда гласит, что в честь освобождения мальтийцев от гнета иноверцев, мастера изваяли статую Роджера, которая хранилась в клубе его имени, а по большим праздникам ее выносили на улицу и устраивали вокруг нее пир и веселье.
В то же время, по преданию, прямо напротив главных ворот Мдины была установлена каменная колонна, увенчанная деревянным крестом из оливкового дерева, как символ победы над мусульманским полумесяцем.

Возле этого символа веры проводились службы с песнопениями. После службы и праздника, на второй день после карнавала, освященный оливковый крест поджигался и полностью сгорал, а золу в среду собирали и несли в собор Мдины. В Вербное (или в католичестве «Пальмовое») воскресенье уже новый крест из оливы устанавливали на колонну и украшали пальмовыми листьями.

В конце 17 века (1693 год), после землетрясения, когда во Мдине пострадал собор, в котором хранили золу от священного оливкового креста, совет решил, что крест нужно обновить. Тогда вместо деревянного символа веры на постамент был установлен каменный крест. Он и сегодня наблюдает за Мдиной и суетой туристов.

Такая вот история… Хотите потрогать тысячелетний камень? Прямо перед главными воротами Мдины есть засаженный зеленью пятачок, вокруг которого разворачиваются машины. В центре этого оазиса, прячась от любопытных глаз туристов, стоит колонна и крест, которую установили еще в XI веке нашей эры в честь Роджера I – освободителя Мальты от арабов…
