top of page

Мифы и легенды Мальты: Russian Princess in Malta или Княжна Путятина


Нашла рассказ Тани Байона о мемуарах и жизни нашей княжны Натальи Путятиной (Табоне), которая скончалась на Мальте в 1984 году.

Будучи знакомой с Таней Байона более 20 лет, иногда беседуя с ней о княжне, о первой школе русского балета на Мальте, рассматривая те небольшие фото архивы или крутя в руках тросточку-указку с серебряным набалдашником, с которой княжна всегда появлялась в хореографическом классе, я никогда не думала о том, чтобы записать наши беседы. Мне казалось, что в сети уже много информации о самой Наталье Путятиной и ее семье.

Но сегодня я поняла, что, пожалуй, кроме небольшого блога на английском от самой Тани, найти в интернете что-либо о жизни княжны невозможно: никаких упоминаний, рассказов, фото или справок, кроме генеалогических кратких данных, нет.

Я не буду дословно переводить текст Тани на русский язык, вы сможете прочитать его сами, если хотите, я кратко перескажу то, что показалось интересным мне.

Княжна Наталья Павловна Путятина

В возрасте 5 лет Таня Байона поступила ученицей в школу Русского балета на Мальте, хозяйкой которой была княжна Натали Путятина.

(На английском языке княжну величают принцессой: Princess Poutiatine.

Сразу хочу объяснить разницу между словами княжна и княгиня:

первая – законная дочь князя и княгини, и этот титул принадлежал ей всю жизнь. Если княжна выходила замуж за князя, то именовалась уже по-взрослому – княгиней, если выходила замуж за человека ниже рангом, то передавать свой титул детям могла только по личному разрешению монарха;

княгиня – супруга или вдова князя, при вступлении во второй брак княгиня не могла передать свой титул появившимся детям.)

Итак, Таня Байона – известный хореограф, балетмейстер и продолжатель дела Княжны Путятиной на Мальте, рассказывает, что именно ее отличали сама княжна Наталья Путятина и ее мама княгиня Ольга Путятина как самую талантливую и приветливую ученицу. Со слов Тани обе женщины относились к ней как к дочери.

Княгиня Ольга Павловна Путятина (Зеленая)

Таня в своем блоге дает интересный экскурс в российскую историю дворянских фамилий, а именно рода Путятиных, так как ее видят европейские жители:

в 9 веке славянские и финские народы, обратились к мощному сообществу скандинавских племен, именуемых Варягами, призвав тех править.

Воины, пришедшие с севера, называли себя Русс, а вождем этих Руссов был Рюрик, который пришел почему-то в Новгород и осел там.

(Прошу обратить внимание, что все свои комментарии я умалчиваю, так как пересказываю не собственную точку зрения на историю, а Тани Байона.)

Рюрик, утвержденный правителем Новгорода, стал зачинателем российской царской династии, а люди рода Путятиных являются прямыми потомками самого Рюрика, а далее, конечно, тесно связаны с домом Романовых.

(Здесь я не могу сдержать ехидство, так как вспомнила, что недавно прочитала, как достаточно спорная фигура Главы Российского императорского дома Великая Княгиня Мария Владимировна оказывается является прямым потомком самого Мухаммеда… В общем, как сказал Горький в «Климе Самгине»: «А был ли мальчик?»…)

Но это отступление, не имеющее отношения к нашему рассказу о княжне Путятиной и о Мальте.

Таня Байона пишет, что Наталья Павловна Путятина родилась в 1904 году в Санкт-Петербурге.

(Хотя по моим данным, княжна родилась в 1902 году.)

Ее отец - князь Павел Павлович Путятин - был шталмейстером (конюшим) двора Его Императорского Величества, а мама Ольга Зеленая была дочерью адмирал-генерала Павла Зеленого, командира черноморского флота и губернатора южных провинций, а также личным смотрителем за работой институтов Ее Высочайшего Величества императрицы Марии Федоровны.

Мария Федоровна на Мальте

(Кстати, в 1919 году Вдовствующая Императрица пребывала на Мальте почти 200 дней и жила во дворце Сан-Антон).

Княжна Наталья Путятина оказалась последней в череде из 17 поколений рода Путятиных. Будучи на Мальте, княжна часто рассказывала о своих детских и счастливых воспоминаниях, об усадьбе Высокое, где жили ее дед князь Павел Арсеньевич Путятин и бабушка Евдокия Васильевна.

(Хочу сразу добавить, что именно в усадьбе Высокое, где всегда было много гостей и детей, познакомились Елена Ивановна Шапошникова с Николаем Рерихом. Елена Ивановна была дочерью родной сестры Евдокии Васильевны Путятиной (бабушки нашей Натальи Путятиной). Рерих часто месяцами проживал в усадьбе Путятиных в Бологом и очень обязан помощи и содействию князя Путятина в продвижении по службе и в признании его талантов и мастерства. Кто такой Николай Рерих рассказывать не буду.)

Таня упоминает, что в усадьбе Высокое княжна Путятина часто видела и общалась с замечательными людьми, которые до сих пор являются гордостью России, стоит сказать, что Петр Ильич Чайковский был частым гостем Путятиных.

(От себя скажу, что княжна Путятина не могла видеть Чайковского, он умер за 9 лет до рождения княжны, но она могла встречаться и общаться с Рерихом, архитектором Алексеем Щусевым, Римским-Корсаковым, балериной Анной Павловой).

Таня упоминает, что княжна Путятина рассказывала, как в детстве, перед сном, она каждый раз просила свою гувернантку ответить ей на вопросы «Случится ли что-то плохое? Все ли завтра будет хорошо?», и засыпала только после заверений, что все обязательно будет хорошо.

Наталья впервые познакомилась с балетом, когда попала в Мариинский театр на новогоднее представление. Она была изумлена и влюблена в красоту движений и музыки, поэтому вскоре начала посещать по воскресеньям уроки балета, которые проводились в доме Толстого. Она стала очень близка с детьми хозяина дома Натальей и Сергеем. Именно с ними они играли, разучивали вальсы и мазурки, гуляли и приятно проводили дни.

(Вынуждена заметить, что в Санкт-Петербурге есть дом Толстого по адресу наб. Фонтанки, 54. Это памятник архитектуры, дом с замечательной историей. До революции здесь был доходный дом графа Михаила Толстого. Сами хозяева в нем никогда не жили, а сдавали помещения в аренду. У графа Михаила Толстого не было детей по имени Наталья и Сергей).

Далее Таня упоминает, что княжна говорила, что уроки балета ей давал Николай Аистов – солист императорского балета.

(От себя скажу, что Аистов был партнером таких великих балерин как Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Любовь Рослаева).

Николай Аистов (балет)

Именно Аистов, по словам Тани, уговаривал князя Путятина отправить дочь учиться в императорскую балетную школу. Но родители не соглашались позволить дочери получать образование, связанное с театром, поэтому только вмешательство тети – фрейлины императрицы – помогло Наталье Путятиной добиться согласия родителей на занятия балетом, но дома. Хотя учителем юной княжны была прима Мариинского театра Тамара Красавина.

Тамара Красавина (балет)

По рассказам Тани, княжна, вспоминая счастливое детство, людей, родные места, часто с грустью отмечала, что только теперь обращает внимание на свои чувства и мысли, которые у нее были в детстве. Например, княжна, наблюдая, как догорают свечи, всегда отмечала про себя, что также все в этом мире заканчивается, а после праздника всегда наступают тишина и темнота.

Размеренная жизнь семьи Путятиных резко изменилась, когда Наталье было всего 13 лет, когда девочка еще плохо могла осознавать происходящее. Отречение царя, за которым последовало второе отречение брата Михаила Романова мама Натальи Путятиной помнила очень хорошо, так как второе отречение, убившее монархию в России, было подписано в квартире князей Путятиных 17 марта 1917 года.

(Добавлю, что квартира Путятиных находилась в Санкт-Петербурге на ул. Миллионной, дом 12, третий этаж. К сожалению, на этом доме до сих пор нет памятной таблички, несмотря на то, что мы предлагали администрации Санкт-Петербурга установить мемориальную плиту за свой счет.)

Таня пишет, что до сих пор помнит слова княгини Ольги Путятиной: «Тот день навсегда отпечатался в моей памяти глубокой скорбью. Это день самых грустных воспоминаний, когда все, что было дорого, разбилось, не оставив даже веры в лучшее».

Следующие после второго отречения месяцы были страшными для семьи Путятиных, так как большевики начали охотиться за князем (папой Натальи), которому пришлось скрываться в Киеве. Мама и Наталья самостоятельно добрались в Одессу, где встретились с отцом. Некоторое время вся семья жила в Одессе, надеясь, что жизнь вернется в свое русло, и все встанет на свои места.

Но весной 1919 года Красная Армия подступила к Одессе, поэтому Путятиным пришлось быстро принимать решение, что им делать дальше. И они иммигрировали из родной страны вместе с другими 600 беженцами на борту небольшого торгового судна.

Князь Путятин в течение всего вояжа добровольно помогал в котельной и следил за работой двигателей. Княжна вспоминала, что Красная Армия обстреливала уходящие корабли, а небольшое судно с людьми, которое выходило из порта следом, взлетело на воздух прямо на глазах у испуганной девочки.

Сначала семья Путятиных прибыла в Контанзу в Румынии, оттуда они отправились в Константинополь в Турцию, а уже после прибыли на Мальту.

Когда они попали на Мальту, на острове уже была довольно большая диаспора русских иммигрантов. Таня пишет, что Наталье повезло, княжна стала брать уроки живописи у русского художника-архитектора Николая Краснова.

(Дополню, что Краснов был зодчим Ливадийского дворца в Крыму, того самого, в котором в конце Второй Мировой Войны встречались Сталин, Черчилль и Рузвельт).

Таня Байона отмечает, что лично помнит картины Краснова, которые висели на стенах кабинета княжны Путятиной.

В течение двух лет княжна и ее мама проживали на Мальте, но после отправились в Париж, чтобы встретиться там с отцом, который сказал, что устроился во Франции.

Тогда случилось первое знакомство княжны с Эдгаром Табоне, но эта встреча была короткой, так как Путятины уехали во Францию. Они жили там в 14 округе Парижа.

Княжна снова начала учиться, она брала уроки фортепиано, классического балета у мадам Любови Егоровой и мадам Ольги Преображенской. Княжну даже утвердили в трупу Анны Павловой, которая собиралась в тур по Америке. Но девушка слегла с тяжелой формой бронхита и не смогла отправиться на гастроли. По словам Тани Байона, княжна до последних дней страдала приступами кашля, которые причиняли ей страшные страдания.

Во время пребывания княжеской семьи в Париже, мальтийский рыцарь Эдгар Табоне оставался преданным поклонником юной Натальи. Он часто навещал ее, был вхож в семью. Однажды Наталья согласилась принять предложение руки и сердца мальтийского рыцаря. Они обвенчались в Риме в ноябре 1927 года в русской православной церкви, а 7 января 1928 вернулись на Мальту и снова обвенчались по католическому обычаю.

Мальтийцы всегда были большими ценителя музыки, но очень мало знали о балете. Княжна начала давать уроки сначала частные, а после, к 1939 году, интерес к балету настолько вырос, что Наталья открыла первую на острове академию русского балета.

По проекту княжны итальянский архитектор построил небольшой особняк в Слиеме, в котором главный хореографический зал был по размерам точной копией сцены Королевского оперного театра в Валлетте. Резиденция княжны располагалась прямо на втором этаже академии.

Когда началась Вторая мировая война, Наталья Путятина не могла поддерживать связь с родителями. Когда она получила известие, что папа умер в Париже, не дожив до дня Победы, то долго переживала.

Княгиня Ольга Путятина после войны приехала на Мальту, и Наталья описала встречу с мамой словами: «новая эра счастья и благоденствия». Княгине Ольге было 64 года, она счастливо прожила на Мальте 20 лет в доме-академии русского балета, который назывался «Отрада».

(Но Таня Байона пишет, что некоторое время назад она изменила название дома, теперь он стал «Таня Байона Принцесса Путятина Академия балета»).

Княжна Путятина выступала на сцене мальтийского оперного театра в Валлетте и на сцене одного из старейших театров Европы Маноэл. В 1934 году княжна представила публике партию, которая была поставлена для Анны Павловой хореографом Фокиным, в своем исполнении. Это представление имело огромный успех. Княжна часто давала благотворительные концерты, собирая средства в пользу русских беженцев. За ее заслуги в продвижении культуры на Мальте в 1977 году княжна была награждена титулом Дамы Чести Ордена Рыцарей Святого Иоанна Иерусалимского.

Григорович и Бессмертнова

Княжна всегда гостеприимно и радостно встречала русских людей, которые появлялись на острове. Наталья Путятина имела открытый дом, в котором всегда было много гостей. Например, великий Григорович с супругой Натальей Бессмертновой не один раз гостили у княжны.

На этом рассказ Тани Байона заканчивается, а я много еще разного имею добавить.

Начнем с Президента Мальты Миссис Колейро-Прека: мальтийский историк Чарльз Вассалло утверждает, что президент Мальты имеет родственные связи… с царским домом Романовых.

Пра-пра дедушка Миссис Колейро-Прека был женат на Терезе Табоне – тете Эдгара Табоне – муже княжны Путятиной, которая, по заявлению историка, являлась членом царского дома.

(Я не буду ничего комментировать, просто пересказываю утверждения Чарльза Вассалло. Мне кажется, что такая путаница у мальтийских и англоязычных историков случается из-за того, что титулы князь и княгиня / княжна переводятся на английский как Prince и Princess. На самом же деле в русском языке люди, относящиеся к монархическому дому, будут иметь титул Великого Князя, а не просто князя и никак не могут служить шталмейстерами (конюшими), пусть даже у Его Императорского Величества).

С другой стороны, баронесса Табрии Кристина Рэмзи Пергола (Шиклуна) – хозяйка обожаемого мной места Палаццо Паризио, тоже говорит, что является родственницей княжны Путятиной, так как имеет родственные связи с семьей Табоне…

Умерла княжна на Мальте 21 января 1984 года, похоронена на кладбище Ta’ Braxia. К сожалению, могила княжны находилась в плачевном состоянии, несмотря на количество родственников на Мальте. Мало кто интересовался могилой княжны, пока московское правительство не инициировало восстановление и реставрацию места захоронения. Несколько лет назад могилу привели в порядок.

В личной беседе Таня Байона рассказала мне, что Наталья Путятина привезла на Мальту перьевую ручку, которой Великий Князь Михаил в кабинете отца княжны подписал второе отречение от российского престола.

Этот символ смерти монархии хранился у княжны до дня ее смерти. Позднее мальтийские родственники вывезли принадлежавшие княжне вещи из особняка «Отрада» в Слиеме.

Когда я отправилась к баронессе в Палаццо Паризио с вопросом, где ручка, которую держал в руках последний царь России, то она сказала, что семья Табоне, как она слышала, продала эту ручку с аукциона еще в конце 80-х годов…

Таня также говорит, что в середине 90-х годов к ней приезжали представители российского посольства, просили посмотреть оставшиеся фотографии, дневники и письма княжны. Однажды Таня отдала симпатичному молодому сотруднику посольства фотоальбомы и записи, которые княжна вела на французском языке, но обратно она эти вещи уже не получила.

Такая вот история жизни и смерти нашей соотечественницы Натальи Путятиной.

Давайте помнить хороших людей, которые, даже будучи в иммиграции, все равно составляли гордость и славу России.

Featured Posts
Recent Posts
Archive
Search By Tags
© Все права защищены
Follow Us
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page